Все новости

Цена за проезд: в Башкирии жертвами ДТП с частным такси стали более десяти человек

«Два места до Мелеуза, завтра», «Из Салавата на самый ранний рейс один билет», — пестрят объявлениями «стены» групп в социальных сетях.  

Цена за проезд: в Башкирии жертвами ДТП с частным такси стали более десяти человек
Цена за проезд: в Башкирии жертвами ДТП с частным такси стали более десяти человек

Башкирию в последнее время лихорадит от «дорожных» новостей: только за прошедшую неделю в авариях погибли более десяти человек.

Так, 19 июля на автодороге Уфа — Оренбург в Мелеузовском районе столкнулись две легковые машины: Ford Focus под управлением 30-летнего жителя Стерлитамакского района и встречная «Лада Ларгус», за рулём которой находился 36-летний житель Сибая.

Погибли четыре человека: оба водителя и 70-летний пассажир «Лады» скончались до приезда «скорой». Еще одна женщина, также ехавшая в отечественном авто, скончалась в больнице. Врачи борются за жизнь ещё двух пассажиров.

Как выяснилось, автомобиль «Лада Ларгус»  был частным такси, которое ехало из Акъяра в Уфу. Водитель, как обычно, осуществлял пассажирские перевозки неофициально.

Эта трагедия вновь обнажила проблему с перевозками по региону и безопасности дорожного движения.

Казалось бы, вопрос с нелегальными перевозчиками должен был решиться давно: Глава Башкирии Радий Хабиров неоднократно поднимал вопрос тщательной проверки таксистов-частников с целью соблюдения всех правил перевозки пассажиров. Однако ситуация не изменилась. В соцсетях есть целые группы «Попутчики» с самыми разными маршрутами: Уфа — Акъяр, Уфа — Стерлитамак — Салават — Кумертау и так далее. Фактически из каждого района и города можно уехать с таким вот «попутчиком», который на самом деле — профессиональный, но нелегальный таксист. Но зачастую итогом таких поездок становятся трагедии. Одна из таких случилась летом 2021 года в Кушнаренковском районе. В результате ДТП с легковым автомобилем «Лада Ларгус», перевозившим пассажиров, погибли шесть человек. Скончавшийся в аварии шофер «Ларгуса» занимался частным извозом. И вот очередной случай с большим количеством жертв.

Кстати, опять «Ларгус». Этот автомобиль — излюбленное средство для заработка у частных таксистов. Нелегалов можно понять: машины выпускаются в двух модификациях — пятиместные и семиместные. На крыше имеется багажник для вещей пассажиров. Да и цена достаточно приемлемая.

По мнению эксперта — продавца-консультанта одного из автосалонов Уфы Ильдара А., «Ларгусы» не имеют конкурентов в соотношении «вместимость-стоимость».

«Эти автомобили покупают многодетные семьи, предприниматели, и, конечно, таксисты», — пояснил он. Но, справедливости ради отметил, что автомобили оснащены всего лишь стандартными системами безопасности: стабилизаторами, антиблокировочной системой, подушками безопасности.  Усиленной защиты для повышения безопасности здесь нет — модель не класса «люкс».

Между тем, таксисты гоняют за рулем в режиме «нон-стоп». В попытке заработать побольше частники делают по пять-шесть рейсов по маршрутам 200 км и больше с раннего утра и до поздней ночи. Техника работает буквально на износ, да и водитель тоже.

«Два места до Мелеуза, завтра», «Из Салавата на самый ранний рейс один билет», — пестрят объявлениями «стены» групп в социальных сетях. А в Уфе всем давно известны места дислокации нелегальных таксистов.

Частные извозчики предлагают, казалось бы, максимальный сервис: заберут из дома, при необходимости, предоставят проездные документы, довезут до подъезда. Вот только безопасность они, увы, обеспечить могут не всегда.

И, к сожалению, контроля за частными таксистами до сих пор никакого нет. Официальные структуры (транснадзор) этим не занимаются.

«Мы контролируем перевозку пассажиров автобусами свыше восьми посадочных мест. Регулярно организовываем рейды на трассе и городе, проверяем наличие лицензии и соблюдение лицензионных требований, а также наличие карты маршрута», — говорит начальник Западно-Уральского межрегионального управления Госавтодора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Мережко.

ГИБДД также не имеет полномочий их контролировать. Более того, выявить, сколько аварий произошло по вине частников, сложно — такой статистики в ведомстве нет.

Всего в Башкирии зарегистрировано 63 ДТП с участием автомобилей «Лада Ларгус», в которых погибли 14 человек и 93 получили травмы.

По словам пресс-службы ГИБДД Башкирии водители не признаются, что «калымят». «Мол, ехал со знакомыми по своим делам». Только все чаще случается, что этот путь — дорога с трагичным концом.

В региональном минтрансе заявили, что полномочий контролировать частные такси у ведомства нет, они только выдают разрешения. Да и в настоящее время действует мораторий на проверку предпринимателей. Сейчас в Башкирии на руках у водителей 3404 действующих лицензии (их оформляют один раз в пять лет).

«Интересная ситуация: те, кто работает в легальном поле надзорные органы контролируют. Следят за тем, чтобы не было переработок, чтобы машины проходили предрейсовый и рейсовый осмотр, чтобы не было перегруза, а водители посещали врачей. А нелегалов никто не контролирует», — сказала пресс-секретарь минтранса Башкирии Лилия Хабибова.

Несмотря на все эти очевидные минусы частных перевозчиков, жители Башкирии понимают, что в некоторых случаях добраться из одного района республики в другой можно, лишь воспользоваться их услугами.

Еще летом 2019 года Радий Хабиров ставил задачу организовать регулярное транспортное сообщение между всеми населенными пунктами региона. Однако, пока выходит, что нелегальные перевозчики справляются с этим поручением значительно эффективнее чиновников.

Автор:Дим Ильясов
Читайте нас: