Все новости
Мәғариф
7 Апреля 2023, 07:31

На форуме «Взлетай» обсудили перспективы цифровой трансформации образования в Башкирии

В Уфе на форуме школьного образования «Взлетай!», посвященном Году педагога и наставника, обсудили актуальные проблемы цифровизации образовательной среды в республике, в частности, развития ИТ-инфраструктуры школ, реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», развитие сервиса «Башкирская цифровая школа» и не только. В центре внимания экспертов и педагогов, участвовавших в работе дискуссионной площадки, оказался широкий спектр вопросов: от вовлечения педагогов и учеников в цифровую образовательную среду, обеспечения безопасности с помощью электронных интеллектуальных систем до использования в учебном процессе технологий виртуальной реальности.

Технологии помогают

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» - одно из направлений реализации национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 года. Он направлен на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. ЦОС – это единая информационная система, которая призвана объединить всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.

По словам заместителя директора Федерального института цифровой трансформации образования Александра Лямина, проект направлен на реализацию цифровой трансформации системы образования, формирование современной инфраструктуры образовательных организаций. Среди направлений – создание ФГИС «Моя школа», разработка и формирование библиотеки верифицированного образовательного контента (учебников, пособий, методических материалов), обеспечение школ высокоскоростным доступом в интернет и поставка соответствующего оборудования.

Формирование цифровой среды в школе – не дань моде, а насущная  необходимость,  ведь современный выпускник должен обладать широким набором компетенций, которые позволят ему развиваться в информационном обществе, считает директор уфимской школы № 85 Гульнара Нургалиева. В школе, которую она возглавляет, в 2018 году создан собственный технопарк, объединивший предметные лаборатории и медиацентр, что позволило пробудить интерес школьников к информационным технологиям. Впоследствии этот процесс решили сделать непрерывным: дети начали изучение информатики еще на этапе подготовки к школе, ученики младших классов осваивают языки программирования, а в средних и старших – продолжают наращивать компетенции в профильных классах, которые создаются совместно с вузами. Закономерным результатом стал рост числа выпускников, сдающих ЕГЭ по информатике и получающих все более высокие баллы. В дальнейшем эти ребята продолжают учебу на профильных направлениях вузов.

«Хорошим подспорьем для нас стало оснащение школы компьютерами и другим оборудованием по программе «Цифровая образовательная среда». Мы получили высокоскоростной доступ в сеть интернет, начали осуществлять дистанционное взаимодействие с другими школами, получили доступ к методическим ресурсам и материалам. Но главное, повысилась вовлеченность наших школьников в цифровую среду. Наши ребята не только стали лучше знать информатику, они научились встраиваться в современный цифровой мир», - отметила Гульнара Нургалиева.

Разумеется, возможности цифровизации школьного образования не сводятся лишь к изучению информатики. Технологии виртуальной реальности способны пробудить интерес школьника к любому предмету. По мнению заместителя гендиректора «Башинформсвязи» Алексея Борисова, существуют технические возможности организации VR-классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся дома. Надев шлем, они попадают в обычный школьный класс и могут взаимодействовать с учителем и сверстниками, что важно для социализации таких ребят. Цифровая инфраструктура поможет также на более высоком уровне обеспечить безопасность школьников. Речь идет о создании цифровой среды, интегрированной с организациями, обеспечивающими безопасность школьников. Цифровые системы охраны способны не только выявлять, но и предупреждать потенциально опасные факторы, в поле их зрения попадут подозрительные предметы.

Цифровая школа

«Моя школа» – это единая витрина данных о системе образования. В нее будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для хранения файлов и работы с документами, библиотека цифрового образовательного контента, видео-конференц-связь. Она обеспечивает родителям удобный доступ к данным из журнала, расписанию, учебным планам, а детям еще и к разнообразному образовательному контенту. О новых возможностях, которые появятся у пользователей сервиса, рассказал на дискуссионной площадке представитель АО «Башкирский регистр социальных карт» Сергей Пенков.

Учитель сможет делать персональные уведомления ученику, которые будет видеть только он, а календарно-тематический план по предметам будет доступен родителям в течение всего года.

В Башкирии уже разработан собственный проект образовательного ресурса в рамках развития цифровой образовательной среды – «Башкирская цифровая школа». В 2022 году проект был переформатирован и теперь будет сосредоточен на программах внеурочной деятельности. Проректор  Института развития образования РБ Гафур Галимов предложил расширить региональную часть компонента Башкирской цифровой школы за счет исторического, краеведческого, патриотического материала.

Кадры для будущего

ИТ-технологии стремительно развиваются, в том числе и за счет цифровизации, охватившей практически все сферы человеческой деятельности. Между тем это вызвало другую проблему – нехватки кадров. Согласно данным, приведенным руководителем направления по работе с регионами Департамента реализации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» проектного офиса АНО «Университет 2035» Анной Сенчихиной, в топе самых востребованных профессий: программист-разработчик, системный администратор, дизайнер, а знание языка программирования сегодня приравнивается к владению иностранным языком. Помочь вырастить молодых квалифицированных ИТ-специалистов призван проект «Код будущего», являющийся частью федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Он стартовал осенью 2022 года, за это время к освоению цифровых компетенций и программирования приступили более 130 тыс. школьников. Обучение полностью бесплатное, его финансирует государство. Ожидается, что в 2023 году к проекту присоединятся еще 140 тыс. ребят. В этом году участниками смогут стать не только школьники, но и студенты колледжей. Для обучающихся разработаны 104 программы дополнительного образования, прошедшие экспертную оценку. Предусмотрены 3 уровня обучения – начальный, базовый, продвинутый.

По словам Анны Сенчихиной, в Башкирии отмечается большой интерес к проекту, в 2022 году зачислены на обучение 3805 ребят, из них 2281 онлайн и 1524 - офлайн. В январе 2023 года к обучению приступили еще 1445 человек.

Как ранее сообщал «Башинформ», впервые форум «Взлетай!» прошел в 2019 году по инициативе Главы Башкирии Радия Хабирова. Ранее на  форумах были приняты решения, важные для сферы образования республики: переход на пятидневку, выделение грантов молодым педагогам, работающим в сельских школах, развитие системы билингвального и полилингвального образования и другие.

Автор:
Читайте нас: