Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» - одно из направлений реализации национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 года. Он направлен на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. ЦОС – это единая информационная система, которая призвана объединить всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
По словам заместителя директора Федерального института цифровой трансформации образования Александра Лямина, проект направлен на реализацию цифровой трансформации системы образования, формирование современной инфраструктуры образовательных организаций. Среди направлений – создание ФГИС «Моя школа», разработка и формирование библиотеки верифицированного образовательного контента (учебников, пособий, методических материалов), обеспечение школ высокоскоростным доступом в интернет и поставка соответствующего оборудования.
Формирование цифровой среды в школе – не дань моде, а насущная необходимость, ведь современный выпускник должен обладать широким набором компетенций, которые позволят ему развиваться в информационном обществе, считает директор уфимской школы № 85 Гульнара Нургалиева. В школе, которую она возглавляет, в 2018 году создан собственный технопарк, объединивший предметные лаборатории и медиацентр, что позволило пробудить интерес школьников к информационным технологиям. Впоследствии этот процесс решили сделать непрерывным: дети начали изучение информатики еще на этапе подготовки к школе, ученики младших классов осваивают языки программирования, а в средних и старших – продолжают наращивать компетенции в профильных классах, которые создаются совместно с вузами. Закономерным результатом стал рост числа выпускников, сдающих ЕГЭ по информатике и получающих все более высокие баллы. В дальнейшем эти ребята продолжают учебу на профильных направлениях вузов.
«Хорошим подспорьем для нас стало оснащение школы компьютерами и другим оборудованием по программе «Цифровая образовательная среда». Мы получили высокоскоростной доступ в сеть интернет, начали осуществлять дистанционное взаимодействие с другими школами, получили доступ к методическим ресурсам и материалам. Но главное, повысилась вовлеченность наших школьников в цифровую среду. Наши ребята не только стали лучше знать информатику, они научились встраиваться в современный цифровой мир», - отметила Гульнара Нургалиева.
Разумеется, возможности цифровизации школьного образования не сводятся лишь к изучению информатики. Технологии виртуальной реальности способны пробудить интерес школьника к любому предмету. По мнению заместителя гендиректора «Башинформсвязи» Алексея Борисова, существуют технические возможности организации VR-классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся дома. Надев шлем, они попадают в обычный школьный класс и могут взаимодействовать с учителем и сверстниками, что важно для социализации таких ребят. Цифровая инфраструктура поможет также на более высоком уровне обеспечить безопасность школьников. Речь идет о создании цифровой среды, интегрированной с организациями, обеспечивающими безопасность школьников. Цифровые системы охраны способны не только выявлять, но и предупреждать потенциально опасные факторы, в поле их зрения попадут подозрительные предметы.
«Моя школа» – это единая витрина данных о системе образования. В нее будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для хранения файлов и работы с документами, библиотека цифрового образовательного контента, видео-конференц-связь. Она обеспечивает родителям удобный доступ к данным из журнала, расписанию, учебным планам, а детям еще и к разнообразному образовательному контенту. О новых возможностях, которые появятся у пользователей сервиса, рассказал на дискуссионной площадке представитель АО «Башкирский регистр социальных карт» Сергей Пенков.
Учитель сможет делать персональные уведомления ученику, которые будет видеть только он, а календарно-тематический план по предметам будет доступен родителям в течение всего года.
В Башкирии уже разработан собственный проект образовательного ресурса в рамках развития цифровой образовательной среды – «Башкирская цифровая школа». В 2022 году проект был переформатирован и теперь будет сосредоточен на программах внеурочной деятельности. Проректор Института развития образования РБ Гафур Галимов предложил расширить региональную часть компонента Башкирской цифровой школы за счет исторического, краеведческого, патриотического материала.
ИТ-технологии стремительно развиваются, в том числе и за счет цифровизации, охватившей практически все сферы человеческой деятельности. Между тем это вызвало другую проблему – нехватки кадров. Согласно данным, приведенным руководителем направления по работе с регионами Департамента реализации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» проектного офиса АНО «Университет 2035» Анной Сенчихиной, в топе самых востребованных профессий: программист-разработчик, системный администратор, дизайнер, а знание языка программирования сегодня приравнивается к владению иностранным языком. Помочь вырастить молодых квалифицированных ИТ-специалистов призван проект «Код будущего», являющийся частью федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Он стартовал осенью 2022 года, за это время к освоению цифровых компетенций и программирования приступили более 130 тыс. школьников. Обучение полностью бесплатное, его финансирует государство. Ожидается, что в 2023 году к проекту присоединятся еще 140 тыс. ребят. В этом году участниками смогут стать не только школьники, но и студенты колледжей. Для обучающихся разработаны 104 программы дополнительного образования, прошедшие экспертную оценку. Предусмотрены 3 уровня обучения – начальный, базовый, продвинутый.
По словам Анны Сенчихиной, в Башкирии отмечается большой интерес к проекту, в 2022 году зачислены на обучение 3805 ребят, из них 2281 онлайн и 1524 - офлайн. В январе 2023 года к обучению приступили еще 1445 человек.
Как ранее сообщал «Башинформ», впервые форум «Взлетай!» прошел в 2019 году по инициативе Главы Башкирии Радия Хабирова. Ранее на форумах были приняты решения, важные для сферы образования республики: переход на пятидневку, выделение грантов молодым педагогам, работающим в сельских школах, развитие системы билингвального и полилингвального образования и другие.