Все новости
Мәҙәниәт
30 Мая 2022, 21:26

В Башкирии работает художественная экспедиция по изучению и изображению костюмов народов России

Чувашский костюм невесты представлен из чувашского вокального ансамбля «Янрав» сельского дома культуры деревни Павлова Куюргазинского района. В воссозданном образе башкирского костюма представлен образ невесты именно из Куюргазинского района тамьянского рода.

В Башкирии работает художественная экспедиция по изучению и изображению костюмов народов России
В Башкирии работает художественная экспедиция по изучению и изображению костюмов народов России

В Год культурного наследия в Салаватской епархии по благословению Владыки Николая начала работу художественная экспедиция по изучению и изображению традиционно-исторических костюмов и быта народов Российской Федерации.

Художники Башкортостана получили возможность ознакомиться и написать портреты невест Орловской, Рязанской и Курской областей.

Александр Тарасов, режиссёр III Международного фестиваля «Платок – символ мира» перед художниками представил образы невест башкирского, чувашского, русского народов и  детально рассказал об особенностях традиционного облачения невесты.

«Все представленные наряды отражают историю, культуру и быт народов.  Приятно видеть, что художники работают с большим удовольствием. Все созданные костюмы корнями уходят в фольклор, историю. Например, чувашский костюм невесты представлен из чувашского вокального ансамбля «Янрав» сельского дома культуры деревни Павлова Куюргазинского района. Этот образ создан по старинным костюмам, но он этнически стилизованный.  В воссозданном образе башкирского костюма представлен образ невесты именно из Куюргазинского района тамьянского рода. Образы русских невест представлены в костюмах Орловской, Рязанской, Курской областей».

В Рязани невеста надевала рубаху-рукава. Рукава могли достигать от 1,5 до 2 -2,5 м. Они имели магические свойства. Во время свадебного поезда (основного составляющего свадебного обряда) рукава выполняли две функции.

 Первая магическая составляющая - во время движения свадебного поезда, девушка голыми руками не должна касаться никаких посторонних предметов, во избежание сглаза, порчи и тд.  Девушка должна быть чиста, когда придёт в дом мужа.

Вторая составляющая - во время свадебного пира девушка не должна была ни пить, ни есть, потому что чрево её должно было быть чистым, чтобы зачать здорового ребёнка.

  На голове у невесты традиционный головной убор повойник – кичка (рога). Все русские люди верили в духов животных и это отражается в одежде невесты Рязанской области. 

Следующий женский костюм Курской области и при нём знаменитые платки, которые назывались дымка и начали появляться в начале 20 века. В платьях Курской области имеются раскладки. К платью идут шёлковые два пояса алого и зелёного цвета, косоклинный сарафан, называется «лягушка»; завеска — это фартук, украшенный геометрическими узорами, тесьмой и кружевом; нагрудное украшение подлапушка состояло из нескольких лент, основа которой украшена золотыми тесёмками и пуговицами.  Головной убор в Курской губернии закрывал все волосы невесты.

  Девушка не имела право снимать свой наряд до рождения ребёнка. Головной убор у русских девушек сложносоставной, в основе которого - повойник, затем идёт позатылень, украшенный золотой вышивкой, стульчик, перевязанный дым - лентой, спереди яркий бант из атласных лент "перевязи" и украшался он искусственными цветами. В Курской области особенностями традиционного костюма были всегда яркие, пёстрые дым-платки, которые всегда прикреплялись с атласными поясами на спине.  Во время традиционной пляски тимоня, которая была популярна в Курской области, девушка танцевала, тем самым эти платки подлетали как пёрышки, что привлекало будущих женихов. И это гарантировало им удачное замужество.

Костюм Орловской области представлял из себя яркий, пёстрый костюм. Особенностями этого костюма был головной убор, который использовался только в Орловской области в Новосельском районе. Головной убор назывался сорока. Он был сделан из картона, украшался перьями индюка, и был расшит яркими разноцветными лентами. Также надевалась разноцветная юбочка и пушки. Впереди налобная повязка с золотым шитьём. На плечах яркой особенностью были полеты – украшения, которые женщины заимствовали у своих мужей. Прообразом полетов были эполеты генеральские, которые использовались в казачьем костюме».

«Я работала во многих международных пленэрах. Сегодня рисую портреты девушек в национальных костюмах, стараюсь охватить хотя бы три костюма: русский, чувашский, башкирский. Я в восторге от сегодняшнего мероприятия, потому что давно мечтала писать людей с натуры в национальных костюмах», - рассказала член Евразийского художественного союза Светлана Чистякова.

«Мне знаком Куюргазинский район, потому что много лет назад мы жили в Оренбургской области. Сегодня рисуем образы девушек в костюмах народов России. Начала работать с образа русской невесты в костюме Орловской губернии», - говорит преподаватель уфимской детской художественной школы №1 имени А. Кузнецова  Анжелика Фуфаева.

 «Мы с радостью приняли приглашение принять участие в этом проекте. Рисуем девушек в русском народном костюме из Рязанской, Курской, Орловской губернии и девушку в чувашском костюме. В пленэре нас привлекло то, что есть возможность порисовать образы в национальных костюмах, созданных по архивным материалам. Когда каждый элемент имеет свой смысл — это очень ценно. Я в восторге от организации пленэра. Нам предоставили возможность рисовать уникальные образы», - отметила художник-преподаватель рисунка и живописи, член Союза журналистов России, член Союза акварелистов России Татьяна Краснова.

 «Сегодня на пленэр подобраны пять художников, которые могут рисовать с натуры, умеют рисовать портреты, создавать образы. Я сама люблю писать портреты. Через портрет можно показать все: характер человека, его душу, культуру, историю. Костюмы созданы по образцам-оригиналам, это большая редкость, потому что со временем костюмы народов перемешиваются, в них добавляется очень много выдумок. Вот сегодня мы можем прикоснуться с историческим образом невест трёх народов и в спокойной обстановке работать с ними. Портрет может получиться и не получиться. Все зависит от человека. В качестве моделей нам посадили девушек, артистов местной самодеятельности, они приученные к репетициям, к сцене, поэтому натурщицы из них идеальные. Я думаю, все у нас получится прекрасно», - подчеркнула член союза художников России и Республики Башкортостан, педагог высшей категории, лауреат государственной республиканской молодёжной премии имени Шайхзады Бабича Вера Фролова.

Ольга Винокурова, педагог дополнительного образования МБУ Объединение клубов для детей, подростков и молодёжи «Дети плюс», член союза художников России и Республики Башкортостан «Я выбрала девушку в русском костюме, образ невесты Рязанской губернии.  Мы пишем этюды портретов.  Это редкость, потому что в основном на пленэрах пишем пейзажи. У нас есть возможность этот образ вставить в свою картину, которую позже будем писать в мастерской. Чтобы создать один портрет уходит более месяца. А этюд можно написать за час или два», - сказала педагог дополнительного образования объединения клубов для детей, подростков и молодёжи «Дети плюс», член союза художников России и Республики Башкортостан Ольга Винокурова.

Организаторами запланированы встречи с башкирскими, татарскими, чувашскими народностями. Экспедиция сразу вызвала восторг и интерес у художников с России и зарубежья.

В Башкирии работает художественная экспедиция по изучению и изображению костюмов народов России
В Башкирии работает художественная экспедиция по изучению и изображению костюмов народов России
Автор:
Читайте нас: