Все новости
Мәрхәмәтлек
13 Февраля 2021, 11:14

Лилия Михайлова: Доброта должна быть как дождь, который не думает, на кого падать

"Моя благотворительность – это не договор с людьми. Это договор с Богом и с самой собой! После смерти моего духовника я больше никого в эти отношения не впускаю. Вдохновляет только Вера. Апостол сказал: «Блаженнее отдавать, чем брать». Конечно, до этого надо дожить и воспринять сердцем. Сердцем не как органом для перекачки крови, а как сосудом, созданным для хранения любви, Веры, искренности, милосердия".#СвидетельМилосердия#Юшатыр#Мәрхәмәт#Куюргазинскийрайон

Благотворительность – это образ жизни. Люди приходят к этому, когда осознают, что у них есть несколько больше, чем необходимо, — считает председатель попечительского совета благотворительного фонда «Свидетель Милосердия» Лилия Михайлова. Специальный корреспондент ИА «Башинформ» Азат Гиззатуллин поговорил с Лилией Михайловой о работе фонда, о ее попечителях, о сложностях во время пандемии, о вере, добре и милосердии.
- Лилия Игоревна, как зародилась идея создания благотворительного фонда, что из себя представляет ваш фонд, чем он занимается, кому вы оказываете помощь?
- Благотворительностью я занимаюсь больше 20 лет. Для этого такая юридическая форма как фонд, не особенно нужна. Создание благотворительного фонда «Свидетель Милосердия» – это переход в официальную форму, который позволил упорядочить деятельность. Фонд несёт в себе миссию милосердия, как проявление высшей меры добра. Доброта – она, какая? Трудно ответить сразу… Я думаю, доброта должна быть как дождь, который не думает, на кого падать. Мы поддерживаем проекты, направленные на сохранение национального единства России, межконфессионального согласия, духовных и национальных традиций.
В последние годы больше занимаемся строительством и реконструкцией социальных и религиозных объектов. Кстати, в регионе мы одни из немногих светских Фондов, поддерживающих религиозные организации. По итогам работы во время короновирусной пандемии «Свидетель Милосердия» вошел в список НКО, утверждённый Президентом России, с присвоением льгот по налогообложению. Также мы оказываем помощь населению в случае потери жилья или имущества при пожаре.
Однако я не поощряю иждивенческую благотворительность! Объясняю. Помогаем тем, кто берёт на себя ответственность, и не помогаем тем, кто не берёт. Человек должен действовать и делать попытки самостоятельно выбраться из сложной ситуации. Только в случае безысходности просить о помощи.
- Можете рассказать о ваших попечителях, ведь сбор пожертвований – это очень сложная работа, особенно, когда пандемия серьёзно ударила по бизнесу.
- Фондрайтинг может развиваться только на профессиональной основе. Руководить благотворительным фондом должны профессиональные менеджеры, имеющие опыт коммуникативных отношений с бизнесом и властью. Людям, которые сами нуждаются в помощи, денег не дают. Связи играют огромную роль в решении вопросов, поэтому важно присутствие влиятельных людей в Попечительском совете и среди друзей Фонда. Не всё решают деньги, многие вопросы можно решить только с помощью связей.
Благотворители в нашей стране определённо ориентируются на личность, представляющую Фонд. Это должна быть персона понятная всем, имеющая прозрачную биографию и деятельность, связанную с оказанием помощи людям. Мы с вами имеем возможность наблюдать, как открываются и закрываются фонды, созданные под кого-то, имиджевые, политически ангажированные. Меценаты наши, как правило, не приветствуют опубличивание своих имён, и мне это импонирует. В России культура владения богатством только начинает формироваться.
Истинные благотворители и меценаты — это, в основном, верующие люди. Верующие не только в Бога, у них может быть своя цель, идея, миссия, как угодно, но это однозначно – высшие идеалы. В современном обществе много имиджевой благотворительности – это участие в пиар акциях, не имеющих серьёзной социальной нагрузки и смысла. Люди могут наблюдать подобные проекты в период новогодних праздников, когда торговые сети за счёт населения собирают подарки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Я считаю, что любой вклад в добро важен. И доброе слово – милостыня! Вы, Азат Амирович, как журналист, сами хоть раз задумывались скольким людям помогли своей работой? Вот об этом и речь. Журналисты тоже несут ответственность за благотворение.
- Безвозмездная помощь другим – большой труд. Что вдохновляет Вас и даёт силы продолжать помогать?
Моя благотворительность – это не договор с людьми. Это договор с Богом и с самой собой! После смерти моего духовника я больше никого в эти отношения не впускаю. Вдохновляет только Вера. Апостол сказал: «Блаженнее отдавать, чем брать». Конечно, до этого надо дожить и воспринять сердцем. Сердцем не как органом для перекачки крови, а как сосудом, созданным для хранения любви, Веры, искренности, милосердия.
- Ведь не бывает такого, чтобы все было идеально. С какими сложностями сталкиваетесь во время работы?
— Мне трудно ответить на этот вопрос. Как и во всех сферах – нехватка кадров, профессионалов. Хотя нет… расскажу один случай. Недавно у нас уволился директор Фонда. Когда мы его принимали на работу, молодой человек был волонтёром молодёжного движения, за год стал ортодоксальным мусульманином. Причина увольнения была – внутренний конфликт на религиозной почве. В буквальном смысле это было озвучено так: «Лилия Игоревна, я хочу уйти из фонда, потому что не хочу больше помогать православию. Бараката нет». Увольнение было оформлено без промедления. Очень тонкий момент в восприятии благотворительности.
Фонд как называется? Свидетель Милосердия! Милосердие может выбирать, кому по национальности или вероисповеданию помогать? Предположим, вы попадаете в зону чрезвычайной ситуации, где гибнут люди, гибнут дети. Вы спрашиваете – кто ты по национальности, в какого Бога веришь, когда стоит вопрос спасения жизни человека?! Ответ очевиден. «Поистине те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и те, которые уверовали в Аллаха… — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, сура 2, стих 59). Я не оцениваю людей по национальным признакам или вероисповеданию. Более того, мне это чуждо. Никто нам такого права не давал! 20 лет назад, 15 лет назад, 10 лет назад и сейчас я говорю одни и те же слова, поищите их в интернете: «Без Бога, без национальной культуры, традиций, истории не будет нации, будет одно общее понятие – народ!».
- Я считаю, что благотворительность не должна подменять государство. В обществе много споров на эту тему, особенно когда идет сбор средств на лечение тяжелобольных детей. Не случайно президент России объявил о создании Фонда помощи детям с орфанными заболеваниями, в который будут поступать средства от повышения НДФЛ для лиц, чей ежегодный заработок больше 5 млн рублей. По Вашему мнению, чем продиктовано такое решение и почему у государства не хватает средств для лечения тяжелобольных детей?
— Сложный вопрос. Мы никогда не собирали средства для лечения детей. У каждого Фонда своя миссия. Я считаю, что дети не предмет политического торга, как зачастую происходит. Фонды, финансирующие лечение детей, все политически ангажированы. Мне это чуждо. Лечением детей должно заниматься государство! И всегда бесплатно! Владимир Владимирович человек глубоко верующий и принимает решения, чтобы жить в согласии с Богом и со своей совестью, и это достойно уважения!
- Есть ли иная сторона медали у благотворительности?
— Если вы собираетесь заняться благотворительностью, то всегда должны помнить, что «дорога в ад благими намерениями выстлана». Замечу, в этой фразе нет оговорки, что «вот после этой помощи попадешь в ад, а по итогам другого поступка — в рай». Всегда – в ад. Почему? Разочарую многих, сказав, что люди, принимающие помощь, в массе своей стыдятся этого. Люди не умеют принимать помощь, быть благодарными, быть добрыми. Не надо мечтать о том, что вы кого-то облагодетельствовали и вам будет за это манна небесная. Не ждите. Помогли и забудьте. Вам же лучше. Это сохранит ваше стремление к милосердию, добру и помощи.
Как-то один меценат мне сказал; «Лиля, ты в людях видишь добро? Я уже давно в людях людей не вижу!». Вот такой крик души… Тем, кто уже разочаровался, могу одно сказать – не ваша вина! Деньги не меняют людей, они их проявляют. Просто вам «повезло» при этом присутствовать, переверните страницу и живите дальше. Всё, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано! Когда вы чисты душой, вы не теряете людей, люди теряют вас! Я давно выработала алгоритм общения с людьми на тему оказания помощи: максимально дистанцироваться после оказания помощи, не принимать благодарственных писем, звонков, почётных грамот и наград! Это всё можно адресовать Фонду, не мне. Я считаю, что Всевышний так распорядился, услышал чьи-то молитвы и оказал помощь через нас.
- Можете рассказать историю, когда ваша помощь радикально повлияла и изменила положение дел? Какими качествами должен обладать человек, работающий в сфере благотворительности?
— Все истории Фонда есть на официальных аккаунтах, каждый найдёт там ответы на все вопросы. Благотворительность – это образ жизни! Люди приходят к этому, когда осознают, что у них есть несколько больше, чем необходимо. Ведь человеку много не надо. Даже в больших домах люди большую часть жизни проводят в одной комнате (гостиная или кухня); многие вообще «женаты» на работе… У Великого Наполеона был Лувр, а жил он в одной комнате. Современное общество так обложило себя делами, что жить некогда. Человек и ста лет не живёт, а суетится на тысячу! Своим близким говорю: «Гроб вещь строгая, в нём карманов нет! Думай, как живёшь, для чего живёшь и с кем живёшь». Помогая другим, вы заполняете пустоту своей души, всегда помните об этом.
И напоследок, небольшой блиц опрос, Лилия Игоревна:
— Благотворительность Вашего уровня, какая она?
— Благотворительность, завёрнутая в достоинство!
— Кто такой свободный человек?
— Верующий человек, свободный от условностей, светских и статусных ограничений, привязанностей к критериям, определяющим достаток. Человек свободен в Боге!
— Как сохранить мир в душе? Выжить в наше сложное время?
— Научиться смирению и терпению.
— Что Вы не приемлите в людях?
— Предательство.
— Самые лучшие качества человека?
Терпение, смирение, чувство такта, чувство меры и умение молчать.
— Самый лучший совет, который Вы получили?
- Меня воспитали две Великие женщины. Советы от них. Еврейская Мама мне сказала как-то: «Когда кричишь, рот закрывай!» и Няня: «Радуйся и молись, за тех, кто тебя обижает!. Поэтому, я всегда молчу. Пока Вы молчите, у вас есть шанс, что за вас ответит Всевышний. Пока вы молчите, вы хозяева своим словам, как рот открыли, слова хозяева вам.
— Самые важные слова, которые Вы посвятили дочери?
— Лизонька, ты лучшая часть меня.
— Что для Вас любовь, в мирском понимании слова?
-Умение беречь.
Читайте нас: