Экспорт играет значительную роль в развитии экономики страны. Российский бизнес ставит перед собой амбициозную задачу - наращивать объемы экспорта, сделать отечественную продукцию узнаваемой в мире, повысить ее востребованность. В реализации этих планов компаниям помогает государство.
В 2022 году РЭЦ перезапустил национальный бренд "Сделано в России". Это проект, направленный на повышение узнаваемости отечественной продукции за рубежом, привлечение партнеров и целевой аудитории. По словам вице-президента Российского экспортного центра Алексея Солодова, компании, желающие выйти на внешние рынки, могут сделать это самостоятельно, методом проб и ошибок. Такой путь далеко не оптимален, гораздо удобнее сделать это под узнаваемым брендом, с которым зарубежные потребители будут связывать высокое качество, которому будут доверять.
"Таким брендом является "Сделано в России" под которым РЭЦ продвигает многочисленные продукты на внешние рынки. Для того, чтобы войти в проект, компании должны подтвердить свою конкурентоспособность, получив сертификат "Сделано в России". Входя в нашу программу, компания получает серию бонусов по продвижению, например доступ в нашу сеть демонстрационных павильонов, действующих в 6 странах: Китай, Вьетнам, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Турция. Кроме того, это доступ к крупнейшим маркетплейсам, прежде всего Китая, участие в выставках и деловых миссиях РЭЦ. Все эти меры доступны для крупных компаний и предприятий МСП. Зарубежные потребители видят "птичку" - логотип бренда "Сделано в России" и начинают доверять таким товарам", - рассказал Алексей Солодов.
Помимо вышеназванного федерального экспортного бренда, подобную практику продвижения используют и регионы. В Башкирии есть собственный бренд - "Сделано в Башкортостане", он является одним из наиболее узнаваемых среди брендов российских регионов. Проект "Сделано в Башкортостане" (Made in Bashkortostan), реализуется в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Он также призван помочь производителям несырьевой продукции республики выйти на международные рынки под единым зонтичным брендом, сформировать положительный имидж региона, повысить узнаваемость региональной продукции во всем мире.
Первый заместитель премьер-министра правительства РБ - министр экономического развития и инвестиционной политики Рустам Муратов согласился с тем, что предпринимателям очень сложно без поддержки государства пробиться на внешние рынки. Одна только сертификация продукции в разных странах имеет свои нюансы, именно поэтому так важно объединение усилий и централизованное продвижение. Он отметил, что для регионов целесообразнее будет не дублировать работу, которая идет на федеральном уровне, а продвигать продукцию под единым брендом. Башкирия готова активно включиться в этот процесс.
"Я предлагаю подумать над созданием в нашей республике первого единого окружного или федерального центра сертификации. Для начала может быть по определенной номенклатуре товаров. Мы все равно к этому придем", - считает Рустам Муратов.
Кроме того, он рассказал о разработке в республике инструментария для субсидирования выхода региональных брендов на федеральные каналы массовой коммуникации, например телевидение.
Исполняющий обязанности директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли минпромторга РФ Артур Галиуллин сообщил о новых мерах поддержки российских экспортеров предусмотренных в рамках обновленного нацпроекта "Международная кооперация и экспорт", который будет перезапущен в 2025 году.
"Мы сохраним все меры, касающиеся льготного кредитования, сертификации, транспортировки. Также мы добавляем новый федеральный проект по созданию международной инфраструктуры для экспортеров. В опорных дружественных странах будут строиться торгово-логистические центры, промышленные парки и др. Это поддержит наших экспортеров, позволит им выйти на новые рынки. Будем также разрабатывать механизм поддержки логистики по новым направлениям: Латинская Америка, Африка", - рассказал Артур Галиуллин.
Он пригласил предпринимателей и экспортеров Башкирии активнее участвовать в реализации обновленного нацпроекта.
Об экономическом сотрудничестве Минска и Башкирии, промышленном потенциале города в ходе сессии напомнил гость из дружественной Беларуси, заместитель председателя Минского горисполкома Александр Черников.
"Мы высоко ценим партнерские отношения, сложившиеся с Башкирией. В 2023 году товарооборот организаций Минска и Башкирии составил 90 млн долларов. Может быть, это не так много как хотелось бы, Но у нас есть возможности увеличить этот показатель", - подчеркнул он.
О перспективах экономического сотрудничества Башкирии и Беларуси ранее рассказывал "Башинформ".
Кроме того, в ходе сессии опытом продвижения своей продукции в России и за рубежом поделились руководители компаний Башкирии и регионов ПФО.
"Экспортная деятельность - один из главных приоритетов республики, поэтому в Башкирии выстроена довольно эффективная инфраструктура ее поддержки. Эта работа находится под постоянным контролем Главы Башкирии и правительства. Кроме инструментария Российского экспортного центра мы формируем свои меры господдержки: субсидирование затрат на логистику, разрабатываем программу поддержки маркетинговой деятельности и позиционирования на внешних рынках. У нас есть уникальные проекты, признанные одними из лучших в стране: "Скорая экспортная помощь" и др. Все эти меры дают результат, экспорт растет, несырьевой экспорт Башкирии в сравнении с прошлым годом вырос в 2 раза и более. У нас сформирована эффективная инфраструктура присутствия республики за рубежом, за последние 5 лет созданы 5 постоянно действующих представительств: в Турции, Казахстане, Китае, Беларуси, Узбекистане. По каждой стране сформирована рабочая группа, вся деятельность автоматизирована", - прокомментировал журналистам Рустам Муратов.