Бөтә яңылыҡтар
Ауыл хужалығы
18 Май , 16:33

Слушаем Расиля Бикмаева и думаем: все у него получится

Потому что стержень у него есть, характер.

Слушаем Расиля Бикмаева и думаем: все у него получится
Слушаем Расиля Бикмаева и думаем: все у него получится

С малого начинал куюргазинский фермер Расиль Бикмаев. Собственное дело он организовал в 2018 году, но задолго до того с братьями помогал отцу, тоже фермеру, еще с 2002 года. У него было 70 гектаров земли, которую и обрабатывали отец и двое сыновей. С одиннадцати лет Расиль уже за штурвалом трактора работал.

— Как вырос, так и уехал из района, — вспоминает Расиль. — Везде себя перепробовал: на Севере по вахтам работал, был дальнобойщиком на фуре. Потом женился, в Уфе пожил полгода. Но понял: не нравится мне город, я в квартире не могу жить, деревенская жизнь больше привлекает. Поэтому и решил вернуться на малую родину. Я уже тогда женился, супруга Лилия — из Оренбурга. Но теперь и не скажешь, что она до совершеннолетия не знала даже, откуда молоко берется, — поболее моего разбирается в крестьянских делах.

Фермерством Бикмаевы занимались в родном селе Якшимбетово. Узнали, что на хуторе Сандин фермер распродает скот.

— У него 16 телок и 50 телят было. Мы хотели взять несколько голов на мясной откорм, — вспоминает Расиль. — Но приехали, осмотрелись и... решили не только весь скот скупить, но и ферму подобрать. Так и занялись молочным скотоводством.

Теперь в хозяйстве главный — Расиль. Брат и отец, которому 69 лет, у него в помощниках.

— Брат Абзал выучился на агронома, он отвечает за полеводство, — говорит фермер. — Я — за техническую часть. У меня еще два сына подрастают: Давид и Эмиль. Давид, когда ему было пять лет, на маленьком японском тракторишке на ферме откорма навоз выталкивал. Сейчас ему уже девять, поэтому и задачи у него посложнее.

Начинали Бикмаевы с малых надоев — по 80 литров день. Разливали молоко в бутылки и продавали на городском рынке. Делали и творог, сметану. Продукция Бикмаевых быстро нашла своих покупателей, которые предпочли ее той, что выпускают на массовом производстве.

Первые шаги на фермерском поприще для Бикмаевых были трудными.

— Каждый норовил обмануть, — вспоминает Расиль. — Ну, если и не обмануть, то использовать тебя ради своей выгоды. Опыта приходилось набираться, надеясь только на себя. Сначала мы зал оборудовали на четыре дойки. Приезжали с супругой, она доила, хотя и городской житель. Зимой это было, в феврале. В чайнике воду грели, здесь тогда даже бойлера не было. Супруга с мамой с первым молоком на базар уезжают, а я продолжал доить, подвозил им теплое молоко — оно нарасхват было. В общем, первые надои были маленькие, со временем до двух фляг дошли. А потом я в первый раз на завод поехал, чтобы молоко начинать сдавать. Потихоньку стали флягами возить, потом купили бочку-прицеп на машину.

Сегодня надой под тонну каждый день. Максимальные летом — 1,6 тонны.

Главные направления хозяйства Бикмаевых — мясо и молоко, земли теперь у них две тысячи гектаров. Есть желание расширяться.

— Ферма в Сандине и сейчас-то выглядит не комильфо, — говорит Расиль, — а в 2018 году была в еще более печальном виде. Это мы еще в нее много средств вложили, молокопровод поставили, танк охлаждения молока установили, комнату отдыха оборудовали. Но сколько старое ни приглаживай, старое оно и есть старое. Нужно новую ферму строить. Я мечтаю большую ферму возвести — ангарного типа, роботизированную, потому что перспектива такова, что скоро доярок не найти будет. Нужно уже сейчас думать о будущем.

Слушаем Расиля Бикмаева и думаем: все у него получится. Потому что стержень у него есть, характер.

Автор:
Читайте нас: