Бөтә яңылыҡтар
Йәмғиәт
6 Ноябрь , 12:08

Полярная Одиссея: как наши земляки покоряли Северный морской путь

В этом году Россия отмечает грандиозный и очень значимый юбилей — 500 лет с начала освоения Северного морского пути (СМП) — легендарной артерии, связавшей европейскую часть России с Дальним Востоком через суровые арктические моря. Четыре года назад в Уфе был открыт Музей полярников им. В.И. Альбанова — филиал Национального музея РБ, и сегодня на вопросы «Молодежки» отвечает его старший научный сотрудник Янина Свице, которая любезно провела для нас интереснейшую экскурсию по залам музея.

На первый взгляд, Башкирия, расположенная в глубине континента, далека от ледяных просторов. Однако ее вклад в освоение СМП многогранен и значим. А самой весомой его частью являются, конечно, люди.

 
 

Освоение СМП стало делом всей жизни для многих наших земляков. Имя Валериана Альбанова стоит в этом ряду одним из первых. Уроженцы и жители Башкортостана еще c XIX века были среди первопроходцев-покорителей Арктики, в числе видных ученых-полярников, исследователей СМП. Мы чтим память земляков, защищавших северные рубежи нашей страны во время Великой Отечественной войны, героически погибших в сражениях. Сыны Башкортостана несли и несут нелегкую службу на Северном флоте Военно-Морского флота России. Благодаря усилиям и подвигам этих людей Башкортостан внес и продолжает вносить значимый вклад в освоение СМП.

 
 

Тысячи уроженцев Башкирии в годы советской индустриализации и в послевоенный период отправлялись на Север, чтобы строить порты, работать на рудниках и, самое главное, стать костяком кадрового состава офицеров морского флота. Музей полярников им. В. И. Альбанова — это не просто застывшая коллекция экспонатов за стеклом. Это портал в другую реальность, где кожей чувствуешь холод, сковавший в ледовом плену шхуну «Святая Анна», где слышишь скрип нарт и тяжелое дыхание людей, бросивших вызов стихии…

 
 

 — Янина Сигизмундовна, а как ваш музей отмечает юбилей освоения Северного морского пути? 

— Практически вся экспозиция нашего музея рассказывает и об освоении СМП, и о наших героических земляках, внесших свой вклад в великое дело освоения Арктики. Музей полярников — это живой памятник отваге, бившейся в их сердцах. Здесь хранится дух Северного морского пути — его ледяное дыхание, его трагедии и великие победы.
Музей полярников им. В.И. Альбанова осуществляет три издательских проекта. В том числе ежегодно выпускает альманах «Полярники Башкортостана». Если в 2021 году в нем было размещены биографии восьми выдающихся земляков-полярников, то в этом году персоналий в этом альманахе стало в разы больше — более тридцати. Мы планируем и дальше продолжить изучать эту тему.

 
 
 
 

— Расскажите немного о Валериане Альбанове, чье имя с гордостью носит ваш музей, и, конечно, о его легендарной экспедиции.

— Валериан Альбанов родился в Уфе в 1882 году, учился в гимназии. Окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания в1904 году. Он был штурманом экспедиции 1912-1914 гг. под руководством Георгия Брусилова. Целью экспедиции было пройти Северным морским путем из Петербурга во Владивосток.

Представьте ледяной ад. Бескрайняя, безжалостная пустыня из торосов, где температура — это пытка, а каждый хруст льдин под ногами — это звук приближающейся смерти. Именно здесь, в пасти арктической зимы, и разворачивалась одна из самых невероятных эпопей человеческого духа — экспедиция штурмана Валериана Альбанова.

 
 

Два года шхуна «Святая Анна» была зажата во льдах, медленно дрейфуя в плену у стихии. Надежда таяла с каждым заходом солнца. Но в отчаянии рождалось яростное желание жить. Весной 1914 года команда шхуны решила разделиться. Половина осталась на судне, другая половина во главе со штурманом Альбановым вышла в направлении Земли Франца-Иосифа. Они пошли напролом, к земле, через сотни километров дрейфующего, коварного льда. Они тащили на себе нарты с продовольствием, каяки… Они шли по краю пропасти, охотились на белых медведей и тюленей. Были ослаблены от болезней и морально подавлены после двух тяжелейших зимовок на шхуне. Каждый день отнимал частичку души. Альбанов и еще два матроса вели дневники — не для славы, а как крик в безмолвие, как последнюю попытку остаться вменяемым, когда разум кричал о сдаче.

Но именно здесь, на грани человеческих возможностей, проявилась титаническая воля Валериана Альбанова. Он не просто выживал. Он вел научные наблюдения! Он фиксировал координаты, составлял карты и описания пути, доставил на Большую Землю копии судового журнала «Святой Анны» и дневника ежедневных наблюдений во время дрейфа судна. Его подвиг — это не только путь к спасению. Это путь долга. Ценой невероятных усилий двое измученных людей — штурман Альбанов и матрос Конрад — все же достигли земли и вырвались из ледяного ада. Альбанов принес с собой бесценные сведения, которые перевернули представление об этой части Арктики.

Подвиг Альбанова — это не история о сверхчеловеке. Это история о том, что даже в самом сердце тьмы и холода может теплиться огонь такой силы, что он способен растопить лед отчаяния и осветить путь к вечности. Его имя навсегда вписано в историю не чернилами, а кровью и волей. Доставленные Альбановым материалы позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный желоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями, предсказать открытие острова Визе.

 
 

 — У вас недавно была выставка, посвященная экспедиции Бориса Вилькицкого, впервые в истории России прошедшей в 1910-1915 гг. СМП и открывшей архипелаг Северная Земля. Но ведь задолго до этой экспедиции по СМП ходили русские мореходы?

— Некоторые люди считают, что впервые СМП был освоен при советской власти, но это не так. Перед гидрографической экспедицией Северного ледовитого океана (ГЭСЛО), продолжавшейся с 1910 по 1915 год, была поставлена задача: исследовать СМП и пройти по нему из Владивостока в Архангельск. И задача была не только выполнена, но и совершено последнее в истории человечества крупное географическое открытие — открыт архипелаг Северная Земля. Бориса Вилькицкого даже называют за это «последним Колумбом»…

Конечно, и до нашего последнего Колумба здесь было движение. К юбилею мы даже сделали специальный баннер, где емко и иллюстративно показали основные этапы освоения СМП — первое упоминание в 1525 году, экспедиции российских поморов, экспедиции XIX века (в том числе Бориса Вилькицкого, Георгия Брусилова и Валериана Альбанова), знаменитые советские экспедиции и современные на атомных ледоколах. Сейчас СМП является российской стратегической артерией, по которой с каждым годом увеличивается перевозка грузов и продолжается дальнейшее хозяйственное освоение Северного морского пути.

 
 
 
 

 — Посетителей у вас, я вижу, много. Это ваш якорь на перекрестке улиц Гоголя и Свердлова так всех цепляет и интригует?

— Многие наши посетители, особенно из других регионов, часто приходят с удивлением: как возник полярный музей на наших географических широтах, ведь республика далека от морей и океанов? На самом деле наши земляки неразрывно связаны с освоением СМП, начиная с XIX века и до наших дней. Сейчас выходцы из Башкортостана занимаются освоением природных ресурсов Заполярья. Это нефть, газ, полезные ископаемые, перевозимые по СМП.

 — Назовите самых известных наших земляков-современников, связавших свою жизнь с СМП?

— Особой гордостью республики являются Герой Социалистического Труда Фидус Фаизович Асхадуллин – участник исторической экспедиции на ледоколе «Арктика» к Северному полюсудоктор наук, академик РАЕН Геннадий Семенович Казанин — один из ведущих специалистов страны в области арктической геофизики; моряк-подводник Северного флота, вице-адмирал Игорь Тимербулатович Мухаметшин, заместитель Главнокомандующего Военно-морского Флота Российской Федерации.

Кроме того, выходцы из республики служили и служат моряками ледокольного и транспортного флотов, работали портовиками Дудинки, Игарки, Тикси и других портов СМП. Их стойкость, трудолюбие и умение работать в команде, унаследованные от предков, как нельзя лучше подходили для суровых условий Заполярья.

 — Сегодня СМП переживает новый этап развития в рамках национального проекта «Развитие Северного морского пути». Какой вклад вносит республика в работу этого нацпроекта?

— Немного истории. В годы Великой Отечественной войны и в период активного освоения СМП промышленность Башкирии работала на общую цель. Предприятия Уфы, Стерлитамака, Белорецка поставляли для северных строек и судоремонтных заводов металлопрокат, оборудование, продукты нефтепереработки. Прочная уральская сталь была фундаментом, на котором держалась арктическая инфраструктура.

С открытием в Башкирии крупных месторождений нефти республика стала одним из ключевых энергетических центров страны — «Вторым Баку». Башкирская нефть и продукты её переработки, производимые на Уфимском и Салаватском НПЗ, обеспечивали топливом не только фронт, но и арктические экспедиции и суда, бороздящие Северный морской путь. Без этого энергетического ресурса масштабные арктические проекты были бы просто невозможны.

Историческая связь Башкирии с Арктикой не прервалась. Современные компании республики участвуют в логистических цепочках, а молодые специалисты продолжают ехать на Север, чтобы жить постоянно или работать вахтовым методом на новых месторождениях или в портовой инфраструктуре.

Особенно много наших земляков сейчас трудится в добыче и транспортировке нефти и газа на арктических территориях нашей страны. В Арктической зоне РФ на месторождениях нефти и газа размещены ключевые источники ресурсов углеводородов страны (около 60% запасов). Крупнейшие запасы свободного газа сконцентрированы в недрах Ямало-Ненецкого автономного округа, доля которого в российской сырьевой базе природного газа превышает 55%. В поисках новых объектов нефтегазовые компании продвигаются вглубь Севера – в Арктику. Наши земляки трудятся не только на месторождениях, но и на арктических нефтяных морских отгрузочных терминалах и стационарной морской платформе «Приразломная» в Баренцевом море. Отгруженную сырую нефть, а также сжиженный газ из современного ямальского порта Сабетта арктические ледовые танкеры и газовозы везут по СМП.

500-летняя история Северного морского пути — это не только хроника ледоколов и экспедиций. Это история людей, чьим трудом и отвагой мечта стала реальностью. И в этой великой летописи золотыми буквами вписана страница о далекой от морей, но близкой духом к Арктике Башкирии. Ее вклад — это вклад людей стали и воли, чьи сердца, как и их предки-кочевники, оставались открытыми для великих дорог, даже если эти дороги были скованы льдом.

Автор:
Читайте нас